Жизненные сценарии

Определение и происхождение жизненного сценария.

Впервые теория сценария была разработана Эриком Берном и его коллегами, особенно Клодом Стайнером. Берн в своих ранних работах определял сценарий как «бессознательный жизненный план». Затем дал более полное определение: «План жизни составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается ходом событий и достигает пика при выборе пути».

Детская психологическая травмаКонцепция о том, что детские впечатления оказывают сильное влияние на стереотипы поведение взрослых людей, является центральной во всех направлениях психологии. В теории сценария, кроме того, есть идея, согласно которой ребёнок составляет определённый план своей жизни, а не просто формирует основные взгляды на жизнь. Этот план составляется в форме драмы, имеющей чётко обозначенные начало, середину и конец.

Другой отличительной чертой теории жизненного сценария является то, что план жизни «достигает кульминации в избранной альтернативе». Составные части сценария, начиная с первой сцены, служат для того, чтобы привести сценарий к заключительной сцене. В теории сценария заключительная сцена получила название расплаты за сценарий. Теория говорит о том, что при проигрывании человеком жизненного сценария он бессознательно избирает поведения, которые приблизят его к расплате сценария.

Сценарий – это «план жизни, составленный в детстве», следовательно, ребёнок сам принимает решение о своём сценарии. На решение о выборе жизненного сценария оказывают влияние не только внешние факторы, но и воля ребёнка. Даже тогда, когда разные дети воспитываются в одних и тех же условиях, они могут составить совершенно разные планы своей жизни. В этой связи Берн приводит случай с двумя братьями, которым мать сказала: «Вы оба попадёте в психушку». Впоследствии один из братьев стал хроническим психическим больным, а другой психиатром.

Термин «решение» в теории жизненного сценария используется в значении, отличном от того, которое обычно приводится в словаре. Ребёнок принимает решение о своём сценарии в результате чувств до того, как начинает говорить. При этом ребёнок использует доступные ему в том возрасте способы тестирования реальности.Жизненный сценарий человека

Хотя родители не могут заставить ребёнка принять какие-то решения, они, тем не менее, оказывают на ребёнка сильное влияние, передавая ему вербальные и невербальные послания. На основе этих посланий ребёнок формирует свои представления о себе, других людях и жизни, которые образуют основное содержание сценария. Таким образом, сценарий подкрепляется родителями.

Жизненный сценарий лежит вне пределов осознания, поэтому во взрослой жизни человек ближе всего может подойти к воспоминаниям о детстве с помощью снов и фантазий. Проживая свои сценарные решения в поведении, человек, тем не менее, не осознаёт их.

Сценарий «оправдывается ходом событий». В соответствии со своей компетенцией человек часто интерпретирует реальность с тем, чтобы ему казалось, что она оправдывает его сценарные решения. Человек так поступает потому, что в эго-состоянии Ребёнка воспринимает любую угрозу своему сценарному представлению о мире как препятствие в удовлетворении его потребностей и даже как угрозу существованию.

Изучая вопросы происхождения сценария, Стэн Вуллэмс выделил две важнейшие особенности формирования жизненного сценария:

1. Сценарные решения представляют собой наилучшую стратегию ребёнка с целью выживания в мире, который часто кажется ему враждебным и даже угрожающим его жизни.

2. Сценарные решения принимаются в соответствии с эмоциями ребёнка и его способом тестирования реальности.

Младенец мал и физически уязвим. Для него мир населён великанами. Неожиданный звук может сигнализировать ребёнку о том, что его жизнь в опасности. Без всяких слов и соответствующего обдумывания ребёнок знает, что, если родители уйдут, он умрёт. Если они сердятся, то могут убить его. Кроме того, у ребёнка нет взрослого понимания времени. Если он чувствует голод или холод, а мать не приходит, тогда, возможно, она уже никогда не придёт, а это означает смерть. Или это может означать нечто более страшное, чем смерть – когда тебя постоянно оставляют одного.

эмоции ребенкаМир эмоций ребёнка включает в себя ярость, острые переживания, ужас и экстаз. Ребёнок принимает свои ранние решения при реагировании на эти чувства. Поэтому не удивительно, что эти решения часто имеют экстремальный характер.

По логике ребёнка необходимо идти от частного к общему. Например, предположим, что мать редко реагирует на его требования. Она часто игнорирует его, когда он плачет. При этом ребёнок не просто делает вывод о том, что «матери доверять нельзя». Вместо этого он может решить, что «людям доверять нельзя» или «женщинам доверять нельзя».

Маленькие дети не делают различия между потребностями и делами. Ребёнок может чувствовать: «Я хочу убить брата, который получает всё внимание!» Для него это равнозначно фразе: «Я убил брата». Затем он может заключить: «Так как я убийца, я плохой». Во взрослой жизни такой человек может иметь смутное чувство вины за «преступление», которое он никогда не совершал.

Кроме этого на процесс принятия сценарных решений влияет ещё одна особенность детских способов восприятия реальности. Ребёнок фантазирует, что он всемогущ и может творить волшебство. Поэтому ребёнок думает, что именно он виноват, например, в частых ссорах родителей или в разводе. Он даже может считать себя обязанным защитить одного родителя от другого, поскольку уверен в своей способности сделать это.

Многие авторы считают, что ребёнок воображает себя всемогущим, чтобы компенсировать чувство беспомощности. Однако, я думаю, что ребёнок не имеет ещё представления о том, что всемогущество – это хорошо, а беспомощность – плохо, и о несовместимости беспомощности и всемогущества. Он ощущает себя одновременно и беспомощным, и всемогущим. Беспомощным потому, что ситуация детства способствует этому. Всемогущим потому, что ему удаётся управлять всемогущими великанами – родителями. Следовательно и тот и другой вывод ребёнка о себе – не фантазии, а решения принятые ребёнком на основании имеющейся у него информации, протестированной им доступными ему способами. В разных семьях дети по-разному беспомощны и всемогущи. И соотношение беспомощности и всемогущества у детей бывает разным и зависит от содержания родительских посланий

Сценарий и жизненный путь

Берн писал: «Сценарий – это то, что человек в раннем детстве запланировал сделать, а жизненный путь – это то, что происходит на самом деле».

Ваш жизненный путь является результатом взаимодействия четырех факторов:

  • наследственности
  • внешних событий
  • сценария
  • самостоятельных решений.
Мои физические данные определяются преимущественно моей генетической наследственностью. Она может в какой-то мере влиять и на мои умственные способности, хотя спор «природа или воспитание» все еще далек от завершения. Допустим, в детском возрасте я решил, что мне в этой жизни суждено стать знаменитым спортсменом. Если благодаря наследственности мне достался умеренно быстрый и крепкий организм, то, пожалуй, мне лучше было бы поискать иную сферу для самоосуществления.Как узнать жизненный сценарий человека?

Возможно, мое раннее решение состояло в том, чтобы дожить здоровым до глубокой старости. К сожалению, я не застрахован от пожара, землетрясения или авиакатастрофы, нисколько не заданных планом моей жизни. Такого рода случайные внешние обстоятельства могут помешать мне осуществить мое решение.

Иногда внешние обстоятельства препятствуют осуществлению и негативных последствий сценария. Например, когда во время войны происходит «сплочение» нации перед лицом общей угрозы, на невротические расстройства жалуется гораздо меньше людей, чем в мирное время. (Это не аргумент в пользу войны. Существуют менее затратные способы лечения неврозов.)

Вне зависимости от того, проходил я курс терапии или нет, многие из моих жизненно важных решений могут приниматься с привлечением всей полноты моих взрослых возможностей. Мы называем такие решения несценарными или самостоятельными. Принимая самостоятельное решение, я имею дело с реальностью происходящего здесь и сейчас как взрослый человек, каковым я, собственно, и есть в настоящий момент.


Как узнать, действуете ли вы по сценарию или самостоятельно?

Если вы не уверены в источнике своих действий, исходите из того, что действуете по сценарию. В особенности если вы попадаете в ситуацию, которая вновь и вновь «оборачивается» против вас, исходите из предположения, что вы, того не ведая, сами выстроили ее таким образом. Затем попробуйте организовать ее по-другому, чтобы заставить не оборачиваться против вас.

УЗНАТЬ ПОДРОБНОСТИ И ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ НА ТРЕНИНГ ИСЦЕЛЕНИЕ ЖЕНСКИХ РАН

 

ДРУГИЕ ТРЕНИНГИ ЦЕНТРА

РАСПИСАНИЕ ВСЕХ ТРЕНИНГОВ ЦЕНТРА

(1 голосов, средний: 5,00 баллов из 5)
Загрузка...

1 отзыв

  • rehabaddictru:

    Театральные сценарии в основном интуитивно выводятся из жизненных сценариев. Лучший способ это осмыслить рассмотреть связи и сходство между ними.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *